feodor-201x300«В книге архивариуса Санаксарского монастыря игумена Венедикта (Кулешова) повествуется о жизни и подвигах святого преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова, +1791), одного из первых возобновителей древних традиций русского аскетического монашества, «зализывающего раны» после тяжкого периода в истории нашей Церкви, связанного с петровскими преобразованиями».

Читатели, вероятно, помнят внешнюю канву жития этого замечательного подвижника. Помнят как этот выходец из ставшей ныне знаменитой фамилии Ушаковых бежал в поморские леса, оставив службу в гвардейском Преображенском полку; как вынужден был через три года аскетического пустынножительства перебраться в Площанскую пустынь, где был обнаружен и доставлен в столицу пред светлые очи императрицы Елизаветы Петровны; как прощенный императрицей, был оставлен для монашеского пострига в Александро-Невской лавре; как исходатайствовал себе переход в Саровскую пустынь; как приобретя многочисленных учеников, перебрался вместе с ними в «упадшую обитель Санаксарскую», где спустя три года был назначен настоятелем; как пережил клевету и ссылку под строгий надзор в Соловецкий монастырь; как спустя девять лет был возвращен в Санаксарский монастырь, где опять терпел наветы и прещения и лишь за два года до своей праведной кончины обрел, наконец, возможность руководить воссозданным им монастырем и духовным возрастанием своих учеников.

Преподобный Феодор сам горел любовью к Богу и стремился возжечь эту любовь в других людях. Остались свидетельства о том, что когда он был настоятелем Санаксарской обители, службы в монастырском храме были очень долгие, так как преподобный требовал неспешного служения — хотел, чтобы простые люди все понимали. В будни литургии длились девять часов, в воскресные — десять и более. Всенощные длились до двенадцати часов.феодор4

Автор книги реконструирует житие преподобного Феодора Санаксарского, активно включая его в воссоздаваемый по архивам исторический контекст. Причем, историческим реалиям отведена роль не просто некого «задника» — они являются одним из действующих содержательных компонентов житийного повествования.

Внимательно изучая шаг за шагом житие старца Феодора, автор время от времени обнаруживает в нем белые пятна: целые годы выпадают из него. Где с помощью архивных документов или эпистолярных свидетельств, где прибегая к осторожно высказанным догадкам и гипотезам, отец Венедикт пядь за пядью отвоевывает новые содержательные пространства у неизвестности.

феодор3Автор цитирует множество документов. Например, он печатает письмо схимонахини Марфы из Алексеевской женской общины. Из него следует, что преподобный Феодор как при жизни помогал сестрам, так и после своей смерти не перестал о них заботиться, часто являясь им во сне. В письме говорится: «У нас такие чудеса: которую я сестру за недосугами долго для открытия ее совести не беру, а она смущена, и череда долго до нее не дойдет, тогда сокровище наше, пастырь наш любезный и привидится ей, и уврачует ее, и утешит в смущении; а иногда видят во сне, что и со мною по келиям обще сестер».

Книга читается легко. Хочется поздравить православных читателей с появлением теоретически добротной, сюжетно интересной и духовно назидающей книги. Она может быть рекомендована к прочтению как монашествующим, так и мирянам, всем, кому интересна история России, Русской Православной Церкви и православного монашества.

Наталия Скоробогатько

http://navigatorknig.ru/209/

Отзыв: http://www.strannik-lit.ru/94807_7145_20_3_2013.html

Фрагменты из книги можно почитать здесь: http://rusk.ru/st.php?idar=49683

Комментарий