«…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

 Но и любовь мелодия…»

                       А. С. Пушкин


IMG_7953_изменить размер               IMG_6238_изменить размер

Трудно переоценить значение музыкального искусства в нашей жизни. И это не только оттого, что музыка является уникальнейшим средством общения человечества, ведь она невербально (т.е. без слов) передает людям разнообразнейшие настроения, мысли, чувства, идеи, которые объединяют самые различные слои населения. Музыка влияет  и на наше сознание. «От воспитания музыкой, мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах детей » — пишет известнейший российский музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории   Вячеслав Вячеславович Медушевский в своей работе «Духовно-нравственный анализ музыки»

 Какую же музыку должны слушать наши дети? Ведь музыка многообразна, это огромный и удивительный мир. И как нам  привести в этот мир ребенка, чтобы он не потерялся в нем?

Надо отметить, что детство, как начальный этап жизни, является наиболее значимым в формировании личности человека, поскольку ранние детские впечатления очень глубоки и сохраняются, влияя на всю дальнейшую жизнь человека. Эти впечатления могут стать и импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка.

Многочисленные психолого-педагогические исследования определили, что с первых дней ребенок знакомится с миром звуков преимущественно через восприятие.

Что же такое восприятие?DSCN9685

Восприятие —  это форма  психического отражения окружающего нас мира.

 Именно этот  познавательный процесс формирует  в нашем сознании его картину.

Восприятие, как  вид деятельности активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде, когда ребенок находится в материнском чреве, а затем  в младенчестве и  раннем детстве, ребенок воспринимает музыку.

И уже в эти периоды у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, налаживается связь с внешним миром.

Одна из моих студенток рассказала мне удивительную историю: во время беременности она с особенным удовольствием слушала произведение Людвига Ван Бетховена «К Элизе», ей было удивительно, то, что когда звучала эта музыка,  не родившийся  еще ребенок, затихал, словно прислушивался. Когда он в срок родился, то и родные, и педагоги отметили музыкальность мальчика и его желание заниматься музыкой. В семь лет ребенок был отдан в музыкальную школу. А спустя некоторое, непродолжительное время, мать вдруг услышала, как сын играет пьесу «К Элизе» на пианино.

«Сынок, у нас нет нот этого произведения, как же ты выучил его?» — спросила удивленная мать.

«Мамочка, я знал его всегда, —  ответил сын. — Просто я не знал, как надо ставить пальцы на клавиши».

                                               IMG_6295_изменить размер

Конечно же, по мере взросления ребенку становятся доступными новые виды музыкальной деятельности, включая исполнительство и творчество. Восприятие ребенка в раннем детстве связано и с движением, и с воображением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: сознательным и бессознательным.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал о том, что музыка является могучим источником мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок будет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в, так быстро  изменяющемся, мире. Личность развивается мыслью.

Родители и педагоги отмечают, что дети раннего возраста часто характеризуются проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика, покачивания, приседания, прихлопывания, притопывания…и т.п. ). В то же время психологи утверждают, что «бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мыслительного процесса. В этой связи бессознательное признается важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения».

DSC_0876

Поэтому, когда речь заходит о восприятии музыки, то оно соотносится с целью музыкального воспитания детей, которое и заключается  в приобщении детей к музыке, к формированию у них потребность в музыкальном искусстве.

Существуют исследования, доказывающие, что дети осваивают язык музыки так же, как осваивают  родной язык. И, если человек не обучен языку с детства, в дальнейшем это обучение идет гораздо сложнее. Поэтому мы можем  считать, что на начальном этапе чрезвычайно важно дать основной импульс для приобщения  ребенка к высшим духовным ценностям средствами искусства и познания окружающего мира.

И тут основная задача родителей заключается в том, чтобы импульс такого рода не был низкокачественным или низкопробным, упрощенным или безвкусным. Ориентиром в музыкальном, да и в любом эстетическом воспитании ребенка должно быть лишь лучшее, что создано за всю историю человечества. А эталоном понятий искусства, красоты, эстетических наслаждений должны быть лучшие произведения искусства, обобщенно называемые обществом  «классикой» В данном случае  мы говорим о «классике» не в смысле классического периода в музыкальной истории, а в понимании музыкального произведения с точки зрения любого слушателя, имея в виду лучшие образцы музыкальной культуры.

К сожалению, в наше время, позволить ребенку специальное музыкальное воспитание, могут лишь достаточно обеспеченные люди. Но, беспокойство о  будущем своих детей — удел неравнодушных родителей. В массе, ответственность за начальное, а, по сути – базовое знакомство с музыкой, искусством и культурой в целом – несут они, несут именно  по мере своих возможностей.

 И в этой связи, хочется отметить: как прекрасно, что есть люди, которым не безразлична судьба каждой души человеческой. Именно  они идут на помощь родителям. Эта помощь реальна и действенна. В кинотеатре «Березка» проводятся благотворительные концерты из цикла  «Голос души», организованные в поддержку строящегося храма Святого князя Владимира на Перовской улице. И это стало доброй традицией. Жители района, удаленного от концертных залов, расположенных, в большинстве своем, в центре нашей столицы, могут услышать прекрасные образцы классической музыки, в исполнении выдающихся музыкантов Москвы.  Здесь они могут познакомиться с композиторами разных эпох и узнать исторические подробности их жизни творчества из пояснений музыковеда  и исполнителя И.Кириличева, а, главное,  получить прекрасные напутственные слова при вхождении в  мир классической музыки, организатора проекта, настоятеля храма Святого князя Владимира, отца Алексея. Это слова полные  любви, пронизанные  желанием помощи ближнему. Они объединяют людей, ведут их к встрече с Великим искусством. Не случайно на этих концертах много детей. Дети здесь вместе со своими родителями, они постигают удивительный музыкальный язык. Классическая музыка не только помогает становлению души, не только способствует умственному развитию человека, (то есть воспитывает и духовное, и душевное), она еще и гармонизирует человеческий организм, неся своим слушателям здоровье физическое. Но о том, как это происходит, мы расскажем вам в следующих публикациях.

С уважением и любовью,

Т. Оболенская.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий