IMG_0338 7 декабря в кинотеатре » Березка» (Мартеновская ул.25)
состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ в поддержку строительства храма Св. Равноапостольного князя Владимира на Перовской улице.
Концерты с прекрасным названием «Голос души», не первый год несут радость встречи с классической музыкой жителям одного из «спальных районов» Москвы. Это второй концерт нового концертного сезона. И, надо отметить, что это замечательное начинание пользуется заслуженной любовью жителей районов Новогиреево, Перово.
Полный зал встречал бессменного ведущего и одного из организаторов благотворительных концертов, музыковеда и исполнителя, Илью Кириличева, который представил прекрасных музыкантов, солистов выдающихся оркестров Москвы и бессменных друзей «Голоса души», музыкальные семьи, в которых успешно растут молодые музыкальные таланты.
В концерте прозвучала музыка русских и зарубежных композиторов, охватившая огромнейший временной период. Можно было бы смело озаглавить мероприятие: «От Доницетти до Пьяццоллы». «Трио d-moll» Гаэтано Доницетти исполняли Марина Рубинштейн (флейта), Петр Берлянд (фагот), Ольга Берлянд (фортепиано). Возможность услышать на одном концерте классическую музыку разных эпох, исполненную на различных музыкальных инструментах, решает и культурно-просветительские задачи, тем более, что на концерте очень многие слушатели были семьями, с детьми различных возрастов.
И, надо с радостью отметить, что это добрая традиция концертов «Голос души».
Не смотря на то, что пространство зала, обеспечивало возможность приобщения к музыкальной культуре огромного числа слушателей, организаторам удалось сохранить атмосферу, так называемых «семейных концертов», традиционных для дореволюционной России.
На мой взгляд, такая форма музыкального образования является важнейшим фактором в формировании нравственных и культурно — эстетических основ воспитания подрастающего поколения.
Как любовь к Родине вырастает из любви к матери, так и любовь к классической музыке закладывается у ребенка отношением родителей, эмоциональной включенностью их в процесс восприятия музыки.

Детский возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики и народной музыки, тем более успешным становится его развитие. Обогащение сознания с помощью музыки не пройдет бесследно для его духовного становления.IMG_0387
В реальной жизни зачастую дети не получают возможности приобщаться к эталонам музыкальной культуры. «Попса», так называемый «шансон», зачастую, на бытовом уровне, считается предпочтительней «скучной» классике. Все упрощается: фильмы-сериалы, шоу-пустышки, даже речь молодежи становится все более примитивной. Мы не замечаем, что наше развитие идет вспять. Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня, и ощущая положительное к ним отношение взрослого, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки.
По мнению ученых, необходимо окружать детей с раннего возраста лучшими образцами музыкальной культуры. Если чистый, как лист мозг ребенка будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда ребенок станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы. Успех начального музыкального воспитания ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения сопереживать общение с музыкой, как радость.
Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого.
При активно — положительном отношении взрослого к музыке, повышается заинтересованность в слушании музыки и у ребенка.

И, надо сказать, что на концертах «Голос души» внимание детей (самых различных возрастов) к музыке уникальное!
На мой взгляд, это безусловно определяется тем, что посещают эти концерты семьи воцерковленные и музыкальные, где дети с первых дней жизни постигают тайны прекрасного музыкального искусства и процесс восприятия музыки, для них не непосильная принудительная работа, а естественная форма наслаждения. Меня растрогала семья, сидевшая рядом, где с родителями на концерте были два мальчика — дошкольника. Старший, лет пяти, сверял свои впечатления, поглядывая на реакцию отца, награждая артистов бурными аплодисментами и криками «БРАВО», а младший, двухлетка, уютно устроившийся на коленях матери, блаженно заснул под музыку Доницетти, но, не открывая глаз хлопал пухлыми ладошками, каждый раз, как раздавались аплодисменты.

IMG_0339                 IMG_0340

Прекрасно продуманная программа концерта, не давала слушателю (при всей неоднородности публики) заскучать, потерять интерес к происходящему. Пояснения и живое общение с залом ведущего, между номерами, переключало внимание зрителя, являясь прелюдией к следующему номеру, а разнообразие чередования вокальных и инструментальных произведений, поддерживало живой интерес.

Хочется отметить, ставшее традиционным, включение в концерт исполнителей — детей. Это вызывает безусловный интерес у аудитории, как детской, так и взрослой! Блистательное выступление Саши Холодовой (звучало сложнейшее фортепьянное произведение М. А. Балакирева, пьеса-фантазия «Жаворонок», написанное на романс «Жаворонок» М. И. Глинки, Н. Кукольник.)
Ответом же на вопрос ведущего: «Откуда берутся таланты?» — прозвучали произведения П. И. Чайковского, Ф. Листа, Д. Россини, в исполнении родителей Саши, Виктории и Алексея Холодовых. Семья Романовых порадовала зрителей вокальными произведениями духовной музыки, звучали Бортнянский, Тамберг.

Надо сказать, что даже такие сложные, для любительской аудитории произведения, как «Трио №1» Антона Аренского (Ю. Кондратов (скрипка), П. Шестов (фортепиано), В. Тихонов (виолончель), «Дуэт» Бетховена (М. Чакрыгин (габой), С. Соннов (фагот)), не вызвали сложностей восприятия у публики.
Безусловно, это произошло благодаря великолепному мастерству исполнителей, но думается, что и благодаря тому, что «серьезная » музыка звучит для постоянных посетителей этих концертов второй год.
Апофеозом концерта было звучание цикла «История танго» А. Пьяццоллы, в исполнении трио (П. Тишков (флейта), Д. Бородаев (гитара), И. Кириличев (ударные инструменты)).
Причем возможность знакомства с такими редкими инструментами, как кахон и «палка дождя», вызвала особый восторг публики, что можно смело сказать стало доброй традицией концертов «Голос души»

И, как верно сказал , в заключении концерта, настоятель строящегося храма, отец Алексей: «Музыка в чем-то похожа на молитву. Молитва требует от человека внутреннего сосредоточения, собранности, устремленности. Чтобы исполнять музыку и слушать музыку нужно внутреннее сосредоточение, внутренняя собранность. Музыка делает нас лучше!»

Татьяна Оболенская.

IMG_0380 IMG_0360

Комментарий