26 апреля в субботу на Светлой седмице в новом храме Святого Воина Феодора Ушакова состоялись Утреня, Божественная Литургия и Крестный ход. Светлый, солнечный выдался этот день – светло и радостно было у всех участников Литургии на душе: «Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!!»

После Воскресения Господь неоднократно являлся ученикам. При этом Он вкушал пищу, или благословлял трапезу.

«…Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Тво­ему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость все­му миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо пре­терпев, смертию смерть разруши».

Это церковное песнопение постоянно звучит в дни Светлой, Пасхальной сед­мицы. Пожалуй, оно наиболее полно передает наши чувства в эти праздничные дни: желание поклониться Спасителю нашему, страдавшему за нас и воскресе­нием Своим разрушившему власть ада над душами людскими. Вновь и вновь мы приветствуем друг друга самыми радостными в мире словами: «Христос Воскресе!» Вновь и вновь слышим ответ, полный осуществленной великой надежды: «Воистину Воскресе!» Все дни этой седмицы стоят открытыми царские врата – центральные врата алтаря – как символ близости и доступности для нас по милости и вольным страданиям Господа нашего Иисуса Христа Царствия Небесного.

Всю эту седми­цу ради великой радости нет поста в среду и пятницу. Всю эту седмицу звучат колокольные перезвоны, ибо, по благочестивой традиции, всякий мирянин может, по благословению настоятеля, поднять­ся на колокольню и ударить в колокола. Всю Светлую седмицу около открытых царских врат стоит особый хлеб, на­зываемый артосом. Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». Справка подготовлена по материалам сайта www.pravmir.ru

 IMG_2016 IMG_2012 IMG_1976 IMG_1965

 IMG_1944 IMG_1984 IMG_6942 IMG_2001

IMG_2002 IMG_7081 IMG_6971 IMG_7012

IMG_7026 IMG_7029 IMG_7046 IMG_6996

IMG_7055 IMG_7007 IMG_7002 IMG_7016

IMG_7078 IMG_7068 IMG_7057 IMG_6992

Комментарий